kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Categories:

НИКАК НЕВОЗМОЖНО!

Мой друг англичанин, музыкант и писатель, по-русски выражаясь – представитель творческой интеллигенции, похоронил свою умершую от рака любимую жену в соответствии с современными воззрениями английской творческой интеллигенции: без могилы, без надгробия. Вот замечательный английский газон, травка нежно-зеленая, люди гуляют по ней, сидят, расстеливши скатерти, – пикникуют, а по ними на соответствующей глубине – их родные, близкие, друзья, но где именно, в какой точке – Бог весть. Только общий, на несколько человек памятник с информацией, что где-то здесь, под ногами, упокоились такие-то и такие, соединились навечно с землей… из праха восстали, в прах обратились.

Русский мир, интеллигенция ли, другие какие сословия, так далеко не продвинулся, в русском мире и кремация, явившаяся как модное веяние сто лет назад, не особо прижилась, трудно русскому сознанию и представить: как так человек будет лежать без могилы, на которую и цветов не принести, и сорняков не пополоть, не выпить над которой и хлебных крошек птицам не покрошить. Русский человек уж лучше жизнь проживет, не ездя на эту могилу, пусть то родные мать с отцом там лежат, а знать, что такая могила есть, он должен, так она перед его внутренним взорам и стоит и видом этим своим стародавним греет его и утешает.

А какие могилы сейчас случаются, в смысле, какие надгробия над ними устраивают – о, и совсем даже не о Новодевичьем речь. Что тебе итальянская надгробная скульптура, такую симфонию из мрамора закатят над прахом – интальянским мастерам только обрыдаться. Впрочем, речь о самом простом сельском кладбище. Правда, не дальнего Подмосковья, да и под боком у известного и отнюдь не бедного города. Мраморных симфоний тут не отыщется, но с гранитными сонатами и фугами нет-нет да и повстречаешься, и еще толстенные кованые цепи, чуть не с мужскую руку толщиной висят, огораживая могильный участок вместо привычной ржавеющей оградки – облагораживаются русские могилы.


Российское кладбище

А и собственно сами кладбища благоустраиваются. Вместо привычной разбитой грунтовки – свежеотсыпанное щебенчатое полотно, идти неудобно, не идешь – ковыляешь, но похоронной процессии проехать в любой дождь и в любую пору – сам комфорт, да и теми же своими ногами идти на родную могилку, не перепрыгивая через лужи и не плюхаясь в них, если не рассчитаешь силу толчка, – тоже облегчение. И церковка незаметно возникла при входе на кладбище. Небольшая, ростом невеликая, архитектуры амбарной, основную часть недели на замке, но само ее появление, крест, осеняющий место последнего земного пристанища человека – это как знак, как символ некоего преображения. Какого – точно и не скажешь, словами пока не выражаемо, но ощущение его явственно и твердо.


Два года назад ее здесь не было

И мастерская по изготовлению этих самых «фуг» и «сонат» появилась, дверь распахнута, вокруг стоят немудрящие образцы надмогильных произведений – скорее гаммы для разминки пальцев, чем собственно произведения, но как сравнишь их с теми сварными металлическими конструкциями в виде пирамидок с неизменной звездой на макушке… И ведь нельзя было на той макушке крест приварить – из цеха бы ту пирамидку контролер не выпустил!


Та самая мастерская

Ну, а комары на сельском кладбище никуда от перемены власти не подевались. Похоже, им нет никакого дела, какие времена на человеческом дворе, все так же жирны и свирепы и, пока ты сгребаешь граблями прошлогоднюю листву, дерешь сорную траву, обмываешь памятник водой, жадно толкутся над тобой, зудят над ухом и планируют то на веко, то на нос, то на шею – успевай передергивать плечами, крутить головой да пришлепывать особо успешливых где-нибудь на лбу, размазывая по нему собственную, добытую из тебя кровь.

И будешь думать невольно: вот, может быть, и тебе тут лежать, а что, совсем бы и недурно, комары под землей не достанут, только бы вот власть со своими законами-постановлениями не достала, не придумала чего, чтобы тебя ущучить да прищемить: ведь в прошлые-то времена на сельском кладбище было просто, никаких бумаг на владение, поставил оградку – и твой участок, а теперь…


"И будешь невольно думать..."

Впрочем, не остается ничего другого, как от мыслей этих отмахиваться. Да и ноги уже несут тебя обратным путем к станции электрички, смотришь окрест и отмечаешь, как все изменилось с той поры, когда ты впервые посетил этот погост. Поле было громадное, луг, вернее, десяток дубов на нем росло, так место и называлось – «Дубки». Когда траву на этом лугу скашивали владельцы коров и увозили сметанное в стога сено к себе во дворы, любили на нем собираться днем дети, от мала до велика, вечером молодежь с подростками. Костры разводили, песни под гитару пели, картошку в угольях прогоревших пекли. И вот уж нет тех «Дубков», не скажешь теперь так об этом месте. Один дуб и остался. Остальные… где? Все застроено вокруг, отдано в частное владение, и такие хоромы строят, в столько окон, в столько дверей – будто не семьей, а всем своим родом, с прадедами-правнуками, жить здесь собрались.


Оставшийся дуб

И идешь дальше к станции – смотришь вокруг на дома, какие крепости закатили, стреляй из артиллерийских орудий – выдержат! А рядом – домишки из прошлой эпохи, деревянные, одноэтажные, какие подправленные, покрашенные, какие покосившиеся, облупленные… Так и видишь, какая разная, до чего разная жизнь идет рядом. И ведь рядом, вот что!


Один из помянутых. Не самый большой. Но меняют забор. Новый будет в два раза выше.
 
«Как поет соловей на кладбище…» – звучит в тебе Вертинский, когда пригрохотавшая электричка приняла тебя в свое многочленное чрево, ты занял свободное купе, сгрузил с себя рюкзак и вытянул гудящие ноги, а за окном – промелк кружащихся в хороводе дерев, столбов, вот и деревенька вымахнула из этого круговорота и исчезла. До следующего приезда, родная могилка, до следующего свидания – как жить без тебя, не приходя к тебе, не обихаживая, цветы не ставя? – никак невозможно!


Из окна электрички

Ваш,
Анатолий Курчаткин
Tags: РЕФЛЕКСИЯ
Subscribe

Posts from This Journal “РЕФЛЕКСИЯ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “РЕФЛЕКСИЯ” Tag