«Государственник», «либерал», «патриот», «демократ» – что во всех этих словах смыслу? Судите по делам их. И тогда окажется, что государственник – мерзавец, либерал – подлец, патриот – негодяй, демократ – дрянь, каких поискать. Каков человек в своем поведении, в своих поступках – вот главное. Насколько он нравствен, насколько, простите тавтологию, человечен, эгоистичен-альтруистичен, добрый-злой, честый или лжец. А ярлык-бейджик, гордо повешенный себе на грудь, эти самые самоназвания – «государственник», «либерал», «патриот», «демократ» – так, побрякушка, которая никого не должна обманывать.
* * *
Говорят, нет такой профессии – «политик». А мне кажется, есть. Собственно, не «кажется», я убежден, что есть. Но овладеть этой профессией невозможно ни в одном учебном заведении. Самом высшем-превысшем. И даже защитив докторскую диссертацию, а то и став академиком. В политика человек может вырастить себя лишь сам. Постоянно, ежедневно, ежечасно размышляя об обществе, в котором судьбой досталось жить, наблюдая за процессами, что идут в нем, стремясь оценить их и найти способы их регуляции; и уж непременно это должен быть человек с идеей, живущей в нем как бы помимо его воли, сформировавшейся в нем самим течением жизни, результатом тех самых размышлений о ней. Вот почему политиком может стать человек без всяких научных степеней и чиновничьих должностей.
Идея, с которой такой человек пытается осуществиться как действующий, реальный политик, может оказаться и высокогуманистичной, и самой звериной (20-й век тому пример), но речь сейчас лишь о том человеческом типе, который складывается в политика. Путь в политику как профессию не заказан человеку из любой другой профессии. Есть, правда, я убежден, исключение, и оно абсолютно. Не может быть политиком человек из так называемых спецслужб. Причиной тому неизбежная деформация личности в силу чисто профессиональных занятий: никому не доверять, везде во всем видеть нечто тайное, стремление «путать следы», склонность к «темному» восприятию мира. Такова цена, которую платит за пребывание в этой профессии всякий человек – хороший, плохой, честный, бесчестный. Резонно задать вопрос: а как же, предположим, Буш-старший, руководивший до того, как стать президентом США, некоторое, пусть и недолгое время, Центральным разведывательным управлением? Но у них в Америке и во главе таких ведомств становятся политики, а не «специалисты»…
Ваш,
Анатолий Курчаткин