kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Category:

ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ



             Каждый писатель талантлив. Если он писатель. Потому что писатель без таланта – это уже что-то иное. Речь именно о писателе.

              Талант писательства дается человеку, как рисунок лица, форма ушей, носа, цвет глаз. Как композитору абсолютный слух, как живописцу умение рисовать и чувство цвета, философу видение тайных пружин мироздания.

              Однако талант без обработки – это тот самый природный алмаз в наплывах инородной породы, угластый и корявый, в котором непрофессиональный глаз никогда не разглядит будущий бриллиант. Вместе с тем сам по себе никакой алмаз не заблестит и не заиграет светом, если его обойдут руки ювелира: талант дается Небом, но огранку ему должно пройти в человеческих руках.

              Талант должен овладеть ремеслом, без владения которым он неизбежно останется тем самым необработанным алмазом. Ремесло есть в каждой профессии, в каждом человеческом занятии. Землепашец элементарно должен уметь запрягать лошадь, кузнец раздувать огонь мехами, плотник владеть топором, долотом, стамеской…

              Писатель должен уметь говорить с читателем внятно и выразительно – а то есть чувствовать и понимать как номинативное значение слова, так и значение метафоры в речи. Должен быть интересным читателю на уровне самой рассказываемой истории, а значит понимать значение сюжета и уметь строить его. Должен наконец быть «питательным» – чтобы читатель, закончив читать его произведение, испытывал ощущение некой обогащенности, что для читателя очень важно.

              Можно учиться этому ремеслу, изучая книги больших мастеров – и читать больших мастеров непременно нужно, – но учась подобным образом, без поводыря, большинство рискует забрести в такие дебри, из которых может никогда не выбраться. Писательскому ремеслу, как и ораторскому, с момента возникновения на земле литературы всегда учились, передавая добытые секреты из рук в руки. Так было у древних греков, так было в средневековой Европе, так было и в России 18-19 веков: кружки, группы, школы, салоны.

Вообще-то, если бы путем, в каждом университете должны быть факультативы, посвященные писательскому мастерству. Вести которые должен «писатель при университете». Но у нас ни факультативов, ни этих писателей на университетском коште. Без малого два десятка лет помянутый недостаток университетской системы пытается исправлять фонд СЭИП (фонд Сергея Филатова попросту), проводя при помощи толстых журналов форумы молодых писателей. Не замена писательских факультативов при университетах, конечно, но все же кое-что. Едва не все нынешнее новое поколение писателей вышло с этих форумов.

И вот новый сезон. Нынче система усложнена: региональные совещания, а потом уже осенью – как обычно, этот большой форум.  21 – 24 июля под патронажем «Знамени» – совещание в Екатеринбурге. Попивши молодой крови, собираюсь задержаться на пару дней и посетить места, где упокоена родная кровь. Три года не был на могилах. Душа страждет.

Так вот литература связана с жизнью.

Ваш, Анатолий Курчаткин    
Tags: ЛИТЕРАТУРА
Subscribe

Posts from This Journal “ЛИТЕРАТУРА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “ЛИТЕРАТУРА” Tag