kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Category:

ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ЯВИТЬСЯ СИМФОНИЕЙ, СОНАТОЙ, НОКТЮРНОМ

Странным образом за последнюю четверть века новейшая русская литература мало-помалу, но потом набирая обороты, утратила в основной массе своей прозы одно существенное качество, которое прежде было ей не просто свойственно, но являлось как бы даже и существеннейшим: эмоциональную составляющую. Эта составляющая ушла из повествовательной интонации, из способа взаимодействия героев в повествовании, из взаимодействия эпизодов в сюжете. Ушло то, что еще так недавно, во второй половине 20-го века прекрасно умели делать – и по-разному! – Юрий Казаков, Юрий Трифонов, Василий Белов в начале своего творческого пути, Василий Шукшин в зрелую пору, молодой Виктор Лихоносов, молодой Андрей Битов, да и не только они. И это – при несомненно повысившимся общем уровне письма, при явном нарастании стилистической изощренности, вообще – особой внимательности писателя к качеству своего языка и пластике его употребления. Сухая, подмороженная холодность стала присуща новейшей русской прозе, взвинчивая степень метафоричности, она в то же время становится все более голо-сюжетной. Сюжет делается царем и богом, все диктует и всем повелевает и уж такие выбрасывает коленца, такие четверные «тулупы» закручивает, да подряд, подряд, целый десяток, – и самая простая, заурядная жизнь превращается в непрерывную цепь детективных приключений.

И если касательно сюжета еще можно понять – борьба за внимание читателя, что-то вроде такого рыночного соревнования посредством простейшего хода, – то об утрате эмоционального начала, отказе от чувственного воздействия на читателя такого никак не скажешь. Тут какие-то более сложные и тонкие общественные механизмы воздействуют на писателя, соскабливая с его пера эту эмоциональную составляющую, заставляя его не просто не стремиться к ней и избегать, но даже и заставляя бежать ее.

Что это за механизмы, что за причина этому явлению? Нет у меня внятного ответа, в верности которого я сам был бы убежден. И все предположения только гипотетичны.

А сильно это потеря обедняет нашу литературу. Художественное произведение начинает напоминать гамму. Виртуозную, требующую большого мастерства при исполнении, но – гамму. Вместо того чтобы явиться симфонией, сонатой, ноктюрном…

Ваш,
анатолий Курчаткин
Tags: ЛИТЕРАТУРА
Subscribe

Posts from This Journal “ЛИТЕРАТУРА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “ЛИТЕРАТУРА” Tag