У нас в России любят при случае произнести одну сокрушительную фразу, пришедшую еще из позднесоветских времен, когда по ТВ крутили первый латиноамериканский сериал, эту фразу своим названием и породивший: «Богатые тоже плачут». Еще от той поры осталось, привилось и чудесно звучит в отношении домика в садово-огородном товариществе: «фазенда». Большинство людей младше тридцати пяти, даже пользуясь в своей речи ими, и понятия не имеют, откуда взялись эта фраза и это изумительное словечко.
А один мой товарищ, наблюдая тем или иным образом жизнь этих богатых или просто говоря о них, любит повторять: «А счастья нет!» Коей фразой, как гриппом, заразил даже мою жену. И вот уже, случается, произношу, опережая ее, эти слова я сам: «А счастья нет!»
Конечно, все это стёб, сжатый в короткую формулу, подобную знаменитой эйнштейновской E=mc2, иронический комментарий по тому или иному поводу, но почему такие серьезные мысли, такие на самом деле глубокие смыслы отлились именно в подобную ироническую формулу, сделались стёбом?
В зависти ли дело? Нет, точно что нет. Ни мой товарищ, ни Вера, ни я сам не хотели бы быть богатыми. «Богатым быть страшно» – еще одна формула, витающая в воздухе, хотя и не столь популярная, как та, о которой говорилось выше, что выражает общее отношение к богатству.
Может быть, в нежелании ответственности? – потому что богатство – это всегда тяжкое бремя, и нести его отнюдь не легко. Что же, пожалуй что потеплее. Но до «горячо» все равно далеко.
В презрении тогда, возможно? Да нет. презрение к богатству – оборотная сторона зависти, а нет зависти, откуда взяться презрению?
Чувство пропасти – вот что причиной появления этой стёбовой формулы. Народ не воспринимает нынешнего богатого человека человеком – таким, как он сам. Это какой-то пришелец из другого, запредельного мира, чудовище. И все же при этом человек! И как это совместить в сознании? А оно требует того, как жить рядом с чудовищем в человеческом облике, не очеловечив его? Не остается ничего, кроме насмешки, того самого стёба. «Богатые тоже плачут». «А счастья нет», «Богатым быть страшно».
Ваш,
Анатолий Курчаткин