kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Category:

ПРОФЕССИОНАЛ ВЫСОКОГО КЛАССА (о книге Михаила Бару "Вопросы буквоедения")

                         

Одним из моих счастливых открытий на просторе фейсбука, когда я вплыл в его океанские воды, было знакомство с прозой Михаила Бару.

Я ничего прежде не знал о Бару, не слышал о нем. Меня совершенно случайно вынесло по ссылке на его страницу, я прочитал один текст, другой, прокрутил бегунок – и стал читать третий. Хотя мои глаза отнюдь не приспособлены к долгому созерцанию экрана, им это не просто вредно, а противопоказано.

Но я не мог оторваться. Это было великолепно по слову. Это было чудесно по интонации – насмешливо-ёрнической, но удивительно душевной и теплой, даже так: согревающей. Это было удивительно по выдумке: герой повествователь представлял себя летающим в монгольфьере во времени и пространстве, уплетал за обе щеки в неимоверных количествах какие-то самые простейшие каши с пирогами, но описанные такими словами, что у тебя натурально текли слюнки, а то вдруг при описании экспонатов какого-нибудь музея вдруг начинал с обстоятельностью и микроскопической точностью перечислять такие диковинки, что ты разевал рот от удивления – да неужели это было два с лишним века назад? – и лишь много спустя понимал, что это все авторские фантазии, в которые он допустил тебя на равных и предлагает покачаться на их теплой, греющей душу волне вместе с собой.

Потом мы, специально сговорившись о встрече, познакомились и лично. Михаил подарил мне небольшую книжку своих стихов, я ждал, разумеется, прозаическую, но он ответил, что нет, прозаических нет, проза только в интернете, прозу он пишет такую, что и не знает, кто ее станет издавать в бумажном виде.

Однако же вот и издают. И только что вышедшая в «Захарове» «Вопросы буквоедения» – очередная. В том же «Захарове» в начале года вышла еще одна – «Мещанское гнездо». Михаил, мне кажется, уже пообтерся в своем новом публичном качестве не просто прозаика, но бумажного писателя, примерил на свои плечи новую одежду, и ему в ней оказалось вполне удобно и даже хорошо.

А что читатель?

Читатель что же – читатель получил для освоения и усвоения нового, оригинального, самостоятельного и – главное! – зрелого писателя. Конечно, надо сказать, чтение книги – это не чтение отдельных постов в фейсбуке. От отдельного поста не ждешь всякий раз больших идей, непременной смысловой завершенности каждого текста, книга этого требует. Разве что незавершенный в смысловом отношении текст будет подпираем другими, рядом стоящими, близким по теме и задачам – тогда он будет выглядеть необходимым оттеночным стеклышком в обширной мозаике. А если этого нет, то и блестящий текст пропадает, царапает своей невстроенностью в общий поток сцепленных из разных и в то же время единых в своей внутренней сути звеньев. Хорошо, продуманно составленных разделов в «Вопросах буквоедения» большинство. И сделать это было, знаю, сам выпустив такую «фейсбучную книгу», нелегко. Ведь и опыта издания подобных пришедших из интернета книг у издательств еще немного. Раз-два и обчелся. По сути, если прибегнуть к термину из живописи, такие книги представляют собой сборник экзерсисов. Компоновать их – свое искусство.

С кем бы я поставил Михаила Бару рядом – это с ушедшим год назад прекрасным писателем Вячеславом Пьецухом. Они напрочь не похожи стилистически, нет ничего общего у них в чувстве жизни и отношении к миру. Но Пьецух, отличаясь куда большим объемом своих текстов, тоже был фрагментарен и неожидан в незавершенности своих вещей, а главное – основывал большей частью свои рассказы не на сюжете, не на событиях, а игре языка,  переливах слова, необыкновенном, словно бы вывихнуто-вывернутом авторском зрении.

Много у нас сейчас в литературе «художественной самодеятельности» – вроде бы все скроено и сшито по лекалам большой литературы, а истинного художественного блеска нет, нет глубины авторского высказывания, языкового роскошества и такого присутствия писательской личности в тексте, когда она вроде бы даже и не явлена, а в то же время присутствует в каждой строке, растворена в ней, как соль в солевом растворе. Михаил Бару – писатель не такого рода, он профессионал высокого класса. В том его книга «Вопросы буквоедения» убеждает.

И кто знает, может быть лет через десять-пятнадцать большая часть отечественной литературы будет приходить к читателю через интернет?  И будет она вот такой, подобной той, что представляет сейчас Бару? 

Ваш,
Анатолий Курчаткин
Tags: ЛИТЕРАТУРА
Subscribe

Posts from This Journal “ЛИТЕРАТУРА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments