kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

ИЗ "КНИГИ ЖИЗНИ И МУДРОСТИ ВИВИАНА ВИВИАНОВА" Подача 22-я, первую см. в записи от 4 сентября 2015

                                                                    *   *   *

О работниках умственного труда

Работники умственного труда сделали для России столько, сколько не сделал никто.

Они написали ее историю и осмыслили пройденный Россией путь. Просветили ее и создали множество произведений искусства и литературы, чтобы население могло получать эстетическое наслаждение. Работники умственного труда насадили в России точные и естественные науки, развили инженерное дело, изобретя бесчетное число полезных в быту и при ведении боевых действий вещей. И если не смогли внедрить их в жизнь в самой России, то, внедрив в других странах, добыли России славу как самой умственно развитой стране.

Работники умственного труда всегда много думали о судьбе России и мечтали видеть ее народ живущим в благополучии и процветании. Для воплощения своей мечты в реальность они организовывали кружки и партии, шли в народ и приглашали его приходить к ним, много спорили друг с другом и даже с властью, к чему та далеко не всегда относилась снисходительно.

Работников умственного труда иначе еще называют интеллигенцией. Это не совсем верно. Потому что, с одной стороны, среди интеллигенции встречаются такие экземпляры, о которых никак не скажешь, что у них есть хоть капля ума. А с другой стороны, интеллигентных людей можно найти отнюдь не среди одних работников умственного труда. Иногда даже они бывают куда интеллигентнее, чем те, кто трудится посредством мозгов.*

Но все же подавляющую часть интеллигенции составляют те, кто зарабатывает себе на жизнь отнюдь не руками.** Это дает основание говорить о том, что интеллигенция, выражаясь математически, – производное от работников умственного труда. И если в каком обществе работников умственного труда нет, то там нет и интеллигенции.***

Работники умственного труда в обличье интеллигенции подготовили и совершили в России революцию. Результаты революции оказались не совсем те, на которые рассчитывали работники умственного труда, и тогда они от революции отшатнулись. Однако на жизнь нужно было зарабатывать, и работники умственного труда пошли к революционной власти в услужение, складывая оды в ее честь, разрабатывая новые виды вооружения и творчески развивая марксизм, – что было совершенно оправданно, так как без их труда в России было бы еще хуже и она бы впала в полную дикость.

Когда вновь стало возможным спорить друг с другом, собираясь на кухнях, а с властью если не спорить, то хотя бы показывать ей фигу, работники умственного труда тотчас активно приступили к этим занятиям. В конце концов их усилия увенчались успехом. Россия созрела к новой жизни, и в стране осуществилась перестройка, которая привела ко второму этапу развития капитализма в России.*

Теперь работники умственного труда, объединившись в различные фонды и институты, успешно анализируют достигнутые Россией в результате их деятельности успехи и вырабатываю для власти советы, как достичь успехов еще больших. Те из них, кто занимался созданием высокохудожественных произведений литературы, которые бессмысленно пылились на полках библиотек, в соответствии с требованиями времени создают детективы, триллеры и любовные романы, позволяя населению заполнить свой досуг, а издателям карманы.

Кроме того, отвечая все на те же требования времени, работники умственного труда усиленно работают над снижением уровня просвещения России, который, как стало ясно, оказался непомерно высоким. Для этой цели они используют радио и печатные СМИ, в особенности же телевидение, показывая самые скверные фильмы, какие только делают в Голливуде, ведя самые убогие развлекательные шоу, какие только можно придумать, а в информационных передачах говоря лишь о депутатах, президентской администрации и лидерах криминального мира. Особую роль в успешном осуществлении данной задачи играют телевизионные рекламные ролики, снимаемые специальными агентствами. Степень их идиотизма столь велика, что сомневаться в успехе задуманного невозможно.

Не нашлось дела только для одной категории работников умственного труда: ученых и инженеров. Однако в настоящее время Россия во все возрастающих размерах экспортирует их в другие государства мира, и это еще более укрепляет мнение о нас как самой умственно развитой стране.

Нет сомнения, что работники умственного труда еще много сделают во благо России. Ну а если у них что-то получится не так, причиной тому будут только неблагоприятные исторические обстоятельства и всегдашняя глупость нашей власти.


                                                                     *   *   *

Философия и народная мудрость

Философия существует, чтобы объяснять человеку законы жизни. Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр – философы. Они писали длинно, скучно и темно. Из их сочинений ясно, что жизнь – очень мудреная штука.

Пословицы и поговорки, составляющие народную мудрость, также существуют для того, чтобы человек видел из них законы жизни.

Пословицы и поговорки коротки, внятны и образны. Вот их примеры:


Жить прожить – не поле перейти.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Нашим же салом – да нам по сусалам.

Из этого сопоставления наглядно видим: философия только рассуждает о жизни, народная мудрость жизнь знает.

Зачем, спрашивается, тогда философия, если есть народная мудрость?

А вот затем, что некоторые работники умственного труда* не верят в народную мудрость, как и в народную медицину, и пытаются до всего дойти собственным умом.**

                                      *     *      *

О братьях-писателях. В последний раз

                                             АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ

С Фадеевым я был знаком лично, и он гладил меня по голове. Это было в начале 50-х гг., когда я был школьником младших классов, а он приезжал к нам с творческим вечером от Бюро пропаганды советской литературы. О чем он тогда говорил, не помню, но руку его у себя на макушке помню хорошо, и это дает мне право говорить о нем глазами свидетеля.

Фадеев в юности был партизаном на Дальнем востоке и написал об этом периоде своей жизни роман "Разгром". Так как советская власть победила в конце концов и там, можно было б подумать, что он написал роман о белогвардейцах. Но на самом деле роман не о них, а о красных. И заканчивается разгромом красного партизанского отряда.

Эта странность не дает литературоведам покоя до сих пор, но никто из них до сих пор так ее и не объяснил. Помня руку Фадеева у себя на голове, полагаю, что дело в его гуманистической любви к людям. Не случайно ведь стилю он учился у самого Льва Николаевича Толстого. Уже тогда молодой Фадеев провидел, какая участь уготована русским людям после победы красных. И из жалости к ним специально закончил роман поражением будущих победителей, чтобы читатель хотя бы при чтении книги имел возможность порадоваться.

Конечно, возникает вопрос, как это может быть, когда Фадеев сам воевал на стороне красных?

Убедительное объяснение факту написания "Разгрома" вижу в том, что Фадеев оказался на стороне красных случайно. А потом уже было деться некуда.

Потому-то Фадеев, попав не туда, куда следовало, за всю оставшуюся жизнь так и не написал больше ничего путного. Потому-то потом и пил всю жизнь – хороня в себе великого гуманиста и творческого продолжателя Льва Николаевича Толстого. Его роман "Последний из удэге" невозможно читать. Его роман "Молодая гвардия" можно было читать только под прессом школьной программы.

О Фадееве сейчас принято говорить плохо, потому что он был главой Союза писателей и подписывал плохие характеристики на членов Союза, которых арестовали органы.* Что значит плохая характеристика, Фадеев прекрасно понимал, но подписывал.

Если бы он их не подписывал или давал хорошие характеристики, то о нем сейчас говорили бы хорошо, но сомнительно, чтобы он погладил меня по голове в начале 50-х. Думаю, на него подписали бы плохую характеристику много раньше. Причем еще лезли бы по головам, чтобы суметь подписать раньше других.

Все это, разумеется, не значит, что я оправдываю Фадеева. Как известно, не смог оправдать себя и он сам и оборвал свою жизнь пулей.

Вот пуля-то его и оправдала. Пуля великий адвокат. В этом с ней может соперничать только веревка. Если не порвется.

Иногда, вспоминая его руку у себя на макушке, думаю: а ну родись я на сорок лет раньше? Интересно, чью бы я судьбу разделил: Мандельштама или Фадеева?

Не хочется, буду честным, разделять ни той, ни другой.

Хорошо бы прожить достойно свою.

Пока я живу исключительно достойно. И хотел бы упрекнуть себя в чем-нибудь – и не находится в чем.


                                                                     *   *   *

Еще из дневника

Перечитал главку о Фадееве. Как все-таки умею незаурядно мыслить! Все же не обделил меня Бог талантом. Оглянешься вокруг – и понимаешь: не то что некоторых.

Правда, догадал родиться в России. Но это не со мной первым такая штука вышла. Передо мной еще Александр Сергеевич был.**




* Как так получается, я не понимаю. Это противоречие представляется мне неразрешимым, и перед его сложностью я отступаю.
** Не путать с теми, кто зарабатывает на жизнь телом!
*** Об интеллигенции см. "Первую книгу жизни и мудрости".
* О первом этапе см. соответствующую работу В.И. Ленина. Кто такой В.И. Ленин, см. Большую советскую энциклопедию или Советский энциклопедический словарь.
* О работниках умственного труда см. предыдущую главку.
** Которого им, к сожалению, не хватает.
* Что это такое, старшему поколению объяснять не надо. Младшие, если не знают, пусть спросят у старших.
** Пушкин, естественно!
Tags: Книга жизни и мудрости Вивиана Вивианова
Subscribe

Posts from This Journal “Книга жизни и мудрости Вивиана Вивианова” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments