kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Categories:

ЛЮБИМЫЙ УЧЕНИК КОРОВИНА И СЕРОВА

Вчера у моего племянника, замечательного ударника Юрия Буюкляна, был день рождения. После того, как он с семьей перебрался из Екатеринбурга в Москву у нас с ним сложилась традиция посещать на его день рождения какую-нибудь художественную выставку. Право выбора – на какую выставку пойти – он предоставляет мне. И несколько раз мы такими замечательными выставками отмечали с ним его день рождения!

Нынче я выбрал выставку Александра Герасимова, могущественного первого главы восстановленной в 1947 г. Академии художеств, автора знаменитейших полотен «Ленин на трибуне», «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле». Но поскольку Исторический музей, в котором проходит выставка, по вторникам не работает, то пошли мы с Юрой на выставку сегодня, в среду.

Что же, считаю наше нынешнее отмечание Юриного дня рождения не слишком удачным. Очень непредставительная выставка. Выставка устроена к 135-летию со дня рождения А. Герасимова, сообщается, что это первая его выставка за минувшие 60 лет, Но отсутствует большинство знаменитых картин: и «Мокрая терраса», и  «Сталин у гроба Жданова», и «Портрет балерины Лепешинской», и «Сталин и Горький в Горках». Нет, есть «Ленин на трибуне», самая, наверное, растиражированная картина, когда-либо написанная советским художником, есть «Сталин и Ворошилов в Кремле», есть Сталин с биноклем и уникальная, феноменальных размеров картина, изображающее какое-то торжественное заседание 1942 г. в Большом театре, которого никогда не было. Однако же дух скудости так и витает в залах выставки. Выставку предваряет замечательное, на мой взгляд, текстовое введение, рассказывающее о творческом пути художника и исполненное печали – как в действительности он, отдавший свою талантливую кисть в услужение режиму, сам оценивал этот путь? – и странным образом оказывается так, что этот текстовое введение больше собственно выставки. Такое ощущение, что выставка собиралась с миру по нитке, с бору по сосенке. Жаль.

Мне скажут, что и нечего ходить на выставки развенчанных величин, идеологических обслуживателей неправедной власти, а я скажу, что этим мне А. Герасимов сейчас, спустя 25 лет после конца советского строя и более полувека после своей смерти, и интересен. Подобная выставка такой урок, такое нравоучение, такое художественное откровение «от обратного», что по изначальной своей сути значительнее и выразительнее какой-нибудь подобной выставки чистого художника. Незапятнанного и неоступившегося. Время и сама история обжигающе дышат в лицо зрителю на такой выставке.

Это, конечно, в идеале говоря. Здесь такого дыхания не получилось. Хотя выставка и проходит в Историческом музее.

Ваш,
Анатолий Курчаткин
Tags: livejournal
Subscribe

Posts from This Journal “livejournal” Tag

  • ДЖЕЙМС БОНД В МОСКВЕ

    Прошлись сегодня с Верой, возвращаясь из Сеченовки, по набережным Москвы-реки. Когда в кармане смартфон, как не сделать пару-другую фотографий.…

  • ВОСПОМИНАНИЯ НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА

    За обеденным столом сегодня вспомнил, как в конце первого года армейской службы был послан в команде других срочников приводить в порядок здание…

  • БЫЛ ТОГДА МОЛОД, АЗАРТЕН, БЕЗОГЛЯДЧИВ

    Собирался сегодня вечером быть в музее Цветаевой на Борисоглебском – и на тебе: простуда. Откуда положено течет, тут заложено, здесь ломит.…

  • ПРОГУЛКА ПО МАРСУ

    Хочешь, не хочешь, а в сознании человека моего поколения Израиль остается закрытой страной. Ну, конечно, я прекрасно знаю, что с ним давно…

  • НА ЗАПАДЕ О КРАСОТЕ РОССИЯНОК

    Не мое. Из блога <lj avrukinesku=nik> Блестяще! "На Западе восхитились красотой россиянок на балу в Крыму" ("Известия")…

  • ЧТО ТАКОЕ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

    Дорогие друзья, я не сразу осознал, что уже некоторое время не получаю на почту уведомлений от ЖЖ о ваших новых публикациях, как, равным образом, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments