kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Category:

СТОЛ БЕЗ ЯСТВ

Переписывались день назад по электронной почте с одним критиком о нынешней русской литературе. И оба, хотя совсем не собирались делать каких-то подобных заключений, пришли к выводу, что уже четверть века, после 1991 года, русская литература живет и развивается в другой ценностной парадигме, чем два столетия до того. «Эпоха закончилась», сказали мы друг другу согласно.

Ощущение этого пришло, в принципе, уже давно. Лично мне – еще в конце 90-х, без малого двадцать лет назад. В «Литературной газете» я тогда написал, что на глазах формируется новый писатель. Один тип которого – писатель для своих, говорящий с избранными об избранном, демиург, но не жрец Аполлонова храма, для которого, иначе говоря, литература – не «жизнь и судьба», как было в русской литературе до того, с момента ее возникновения. Второй тип – писатель для толпы, для черни, сочинитель чтива, профессионал, может быть, даже искусный ремесленник, ни никак не мастер. Писатель, для которого ни первый, ни второй путь не приемлемы, для которого литература не эстетическая игрушка или средство для медитации, не изготовление утилитарных поделок, оказывается в России не нужен.

Надо сказать, что тогда, когда я писал об этом в «Литературной газете», я сам не очень-то верил в то, что говорил, это было ощущение, которое, предполагал, могло быть и ложным, но прошедшие с той поры годы не укрепили то мое ощущение, а превратили его в твердое убеждение.

Именно такой литература и стала: с одной стороны – свои для своих, и за пределами своего круга никакие другие имена и произведения не интересуют, как их и нет, с другой стороны – литература-ремесло, как тачание сапог, портновская работа, работа сантехника, айтишника… Разница между двумя этими типами литературы в том, что первая создается все же по вдохновению, материальная сторона вопроса интересует ее не особо интересует, вторая же вся замешана на материальном вопросе, исчезни вдруг в одно мгновение гонорар за ее создание – и она исчезнет в одночасье. Общее между ними – их декоративность. Ни та, ни другая не занимается СМЫСЛАМИ. Жизнью в ее реальную величину. С ее болью. Страданиями. Радостью. С ее высотой и пошлостью. С ее человеческими взлетами и падениями. Всё вышитые, кружевные скатерочки и салфеточки на стол, а сам стол – без яств и даже простой каши, есть нечего. Цветы цветут – роскошь, чудо, глаз радуется, а плодов нет.

Но страна потому и была литературоцентрична, что литература для ее создателей была той самой «жизнью и судьбой». Не по какой другой причине. Радоваться тому, что мы перестали быть литературоцентричными, как то делают некоторые литераторы, совсем даже не пристало. Хорошо иметь богатую композиторами страну. Хорошо иметь великих художников в отечестве. И режиссеров, и актеров, и даже, скажем, министров. Но те самые СМЫСЛЫ, которые потом организуют и направляют жизнь страны, сплачивают народонаселение в народ, вдохновляют его и прославляют среди других народов, вырабатывает и рождает только литература.

Наверное, последние строки прозвучали несколько пафосно. Я этого не хотел. По-другому просто не получается.

Ваш,
Анатолий Курчаткин.
Tags: Литература
Subscribe

Posts from This Journal “Литература” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “Литература” Tag