kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Categories:

МЫСЛИ С НОВОГОДНЕГО ПОХМЕЛЬЯ :)

Конечно, это неизбежно, не сомневаюсь, что всем в нашем отечестве при мысли о наступающем две тысячи семнадцатом подумалось о столетии Февраля и Октября просто семнадцатого. «Просто семнадцатого», потому что о каком еще годе может идти речь, когода мы говорим «семнадцатый», как не о 1917-м?

В детстве и молодости 1917-й – это казалось где-то невероятно далеко от тебя, от времени твоей жизни. А вот сейчас, из наступившего 2017-го, совсем недалеко от тебя отстоящим кажется он, этот «семнадцатый». Тут, рядом, руку протяни – и дотронешься. Твоему отцу было уже одиннадцать лет, деду, на ноге которого, закинутой одна на другую, ты – помнишь, как вчера, – качался, так уже и все тридцать семь. Какой это, оказывается, небольшой срок – столетие.

Вот так Пушкину в начале 19-го века казалось близким время Петра Великого. «Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни…» Все это было рядом с поэтом, протяни руку – и дотронешься.

А для нас Пушкин? «Мороз и солнце, день чудесный…» Без малого два века назад написано, а кто скажет, что Пушкин – это неизвестно где, в такой дали, что и не разглядишь? Пушкин – вот он тут, рядом. Как и Лермонтов, и Гоголь, и даже Грибоедов (последний был бы еще ближе, если бы сорок с лишним лет назад каким-то умным людям не пришло в голову снести «дом Фамусова»).

Усвоенная и освоенная культурная парадигма спрессовывает века и делает близкими, казалось бы, далекие события, имена, явления. Та культурная парадигма, в которой мы нынче живем, это та же самая парадигма, в которой жили Пушкин-Лермонтов-Гоголь, – вернее, они ее и создали, оставив нам в наследство. В свою очередь, создавая эту новую парадигму, они немалой частью своей личности принадлежали предыдущей, иной, почему эпоха Петра тому же Александру Сергеевичу была – руку протянуть.

Семнадцатый год столетней давности близок от нас не почему другому, как потому, что мы до сих пор не вылупились из него, до сих пор в его неотлипшей от нас скорлупе, и так прочно приклеилась она к нам – отрываешь, а не отрывается. Вот та, великая Смута начала 17-века – она ощущается как далекая, как чуждая нам, хотя и «наша»; наша – и не наша, и объяснение этому простое: она произошла в условиях другой исторической парадигмы. А 17-й год двадцатого столетия – все длится и длится, и не может отойти в прошлое.

Культурная и истрическая парадигмы переплетены настолько тесно, что их и разделить порой невозможно. Собственно, 17-й год начался ведь на век раньше, в 25-м году 19-го века, с события, которое мы называем «восстанием декабристов». Время все тех же Пушкина, Грибоедова, можно сказать, и Гоголя. И когда сейчас все громче раздаются голоса, что надо положить конец изучению литературы в историческом контексте, просто изучать великих писателей, надо бы с неменьшей громкостью напомнить, что и великие писатели существуют внутри этой самой культурно-исторической парадигмы, неотделимы от нее, а будучи отделены, теряют свою «великость». Да и всякий школьник, изучая творчество писателя, через изучение его встраивается в ту самую парадигму, в контексте которой и существует общество, без которой не может, а утратив ее, просто рассыпется в прах.     

Конечно, время – иллюзия. Но для человеческой жизни оно – не иллюзия, а реальность. Все зависит от точки отсчета. Бо́льшая часть человечества ведет отсчет от Рождества Христова, случившегося эти самые две тысячи семнадцать лет назад. Которое, собственно, и создало ту основную культурно-историческую парадигму, внутри которой мы живем. Не будем этого забывать. Все остальные суть «подпарадигмы», «субпарадигмы», части, кусочки великого целого. И нам, отмечая нашим сознанием это столетие «семнадцатого года», хорошо бы поверять его меркой той самой, основной большой парадигмы.

Ваш,
Анатолий Курчаткин
Tags: welcome
Subscribe

Posts from This Journal “welcome” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “welcome” Tag