kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Categories:

ДВА ФИЛЬМА. ДВА МИРА (ХУДОЖЕСТВЕННЫХ)

Посмотрели с Верой с разрывом в несколько дней два фильма: чисто американский – «Призрачная красота» режиссера Дэвида Френкела и американо-британо-сербский «По млечному пути» Эмира Кустурицы.

Словно опыт на себе поставили. И чисто художественно-эстетический, и в некотором роде социологический.

Сначала о художественно-эстетическом. Первым мы смотрели «Призрачную красоту». Замечательные анонсированы актеры: Уилл Смит, Кейт Уинслет, Эдвард Нортон. Ну и хочешь, не хочешь, возникает невольная ассоциация с бертолуччиевской «Ускользающей красотой», как бы отсвет «ускользающей» падает на «Призрачную красоту», – ведь мы же знаем, как это действует в рекламе, так же и тут. Короче говоря, вольно не вольно мы шли смотреть некоего второго Бертолуччи, ожидали увидеть какую-то изощренную изобразительность, психологическую пластику в создании образов, были настроены на высокое искусство.

Увы! Вместо высокого искусства – тщательно выверенная в сюжетном развитии, психологически задетерминированная в каждом сюжетном повороте, с грамотнейше выстроенным кадром и таким же монтажом и однако же школярская поделка. Все неуклюже: в этой самой сюжетной детерминации (потому что плоско и прямолинейно), неуклюже в мотивах, которыми обосновываются поступки героев (потому что опять же будто из неких пособий по основам психологии вычитанных), неуклюже в режиссерском рисунке фильма (потому что уж слишко аккуратно, по линеечке, по транспортиру, по угольнику). Замечательным актерам нечего играть – как сыграешь функцию, в которой все задано, рассчитано от перой точки до последней, а не живого человека во плоти и страстях? Признаюсь, несколько раз, уставая следить за перемещением функций по экрану, я ловил себя на том, что засыпаю.

И Боже мой, какую же радость доставил Кустурица! Его фильм длиннее на все полчаса, а желание подремать не посетило меня ни разу. Вот где непредсказуемость поведения героев, непредсказуемость следующего кадра, и что за живописность, какая яркость каждого кадра – и в смысле операторском, и режиссерском, и игры актеров. А ко всему тому никакой выверенности сюжетных поворотов, никакой детерминированности в поступках героев, наоборот: все алогично, все не так, как должно быть – но именно так, как и бывает в жизни. И еще не осознавая весь художественный смысл фильма, с легкостью прощаешь ему, казалось бы, сюжетные натянутости – вроде того, что английский генерал, которого его же, видимо, английский суд приговорил к трем годам тюрьмы за жестокости во время военных действий, вышедши из тюрьмы, вновь оказыватся во главе иностранных войск, воюющих на землях бывшей Югославии, чего в жизни, конечно же, быть не могло. Но прощаешь, потому что такова алогичная картина мира, создаваемая Кустурицей, а под конец фильма наконец приходит понимание, что режиссер еще слишком логичный, «земной» фильм снял, мог бы и побольше этих алогичностей напихать: он снял фильм об архетипичном, об Адаме и Еве, фильм истинно библейский – просто на кипящем материале своей балканской земли.

И насколько неприятное послевкусие было после «Призрачной красоты», в котором ничего бертолуччиевского не ночевало, и какое же долгое, полное, возвышающее душу послевкусие от Кустурицы!

Но что же за социологический опыт?

А это наблюдение за залом. В обоих случаях зал был полон. Но если в первом – на 95 процентов молодежь, то втором (на «Млечном пути»). – молодежи, пожалуй, не больше половины зала. И если на «Призрачной красоте» волны поп-корна так и перекатывали по залу чуть не до конца сеанса, то на Кустурице этих волн практически не было. О чем это говорит? А не о чем другом, как о том, что подсажен уже зритель на такую «Призрачную красоту», на это папье-маше, этот прессованный картон и, судя по всему, уже не в состоянии отличить подлинное от этого самого картонного. Читаю рецензии зрителей на «Афише» (а старики там не пишут): «Гениальный фильм!», «Фильм глубокий, пробивает на очень сильные эмоции», «Это шедевр»…

Радует, однако, в этом нечаянном социологическом опыте, что и на Кустуурице зал был все же полон.

Ваш,
Анатолий Курчаткин
Tags: livejournal
Subscribe

Posts from This Journal “livejournal” Tag

  • ДЖЕЙМС БОНД В МОСКВЕ

    Прошлись сегодня с Верой, возвращаясь из Сеченовки, по набережным Москвы-реки. Когда в кармане смартфон, как не сделать пару-другую фотографий.…

  • ВОСПОМИНАНИЯ НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА

    За обеденным столом сегодня вспомнил, как в конце первого года армейской службы был послан в команде других срочников приводить в порядок здание…

  • БЫЛ ТОГДА МОЛОД, АЗАРТЕН, БЕЗОГЛЯДЧИВ

    Собирался сегодня вечером быть в музее Цветаевой на Борисоглебском – и на тебе: простуда. Откуда положено течет, тут заложено, здесь ломит.…

  • ПРОГУЛКА ПО МАРСУ

    Хочешь, не хочешь, а в сознании человека моего поколения Израиль остается закрытой страной. Ну, конечно, я прекрасно знаю, что с ним давно…

  • НА ЗАПАДЕ О КРАСОТЕ РОССИЯНОК

    Не мое. Из блога <lj avrukinesku=nik> Блестяще! "На Западе восхитились красотой россиянок на балу в Крыму" ("Известия")…

  • ЧТО ТАКОЕ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

    Дорогие друзья, я не сразу осознал, что уже некоторое время не получаю на почту уведомлений от ЖЖ о ваших новых публикациях, как, равным образом, и…

  • СТАЛИН, ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ И ДЕЙНЕКА

    Так вышло, что упомянулся в вещи, которую недавно начал писать, Дейнека, и вот с того времени то и дело думаю о нем. А наверное, не случайно…

  • СЕГОДНЯ НА ПЯТНИЦКОЙ

    Не прекрасной звенящей весной люблю я Пятницкую, не жарким безоблачным летом, когда она в оглушенной истоме лежит в своем каменном ложе под…

  • ПОСЛЕ БОЛЕЗНИ

    Что за упоение было болеть в детстве! Наплавишься в жару, напьешься от пуза вкусной брусничной воды, которую в обычной жизни пить не положено,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments