kurchatkinanatoly (kurchatkinanato) wrote,
kurchatkinanatoly
kurchatkinanato

Categories:

КОЛБАСА И КАРТИНА В РАМЕ

Читал вчера на ночь одного очень хрошего прозаика. «Хорошего» в том смысле, что замечательно пишет, ярко, выразительно, броско: чудесные метафоры, рельефный, осязательный мир, герои – вот они, как перед тобой, хоть дотронься рукой, как галлюцинаторную действительность перед тобой воссоздает, широкий культурный кругозор наконец, что тоже, знаете, дорогого стоит – хочется все же общаться с достойным собеседником, который, глядишь, не только тебя развлечет и пощекочет эстетические рецепторы, а и научит чему-то, откроет тебе что-то неизвестное и даже глубокое.

И – чувство обмана в конце, как если бы тебя в пирамиду МММ зазвали, большие деньги пообещали и даже показали – вот, в пределах видимости, еще чуть-чуть – и дотянешься рукой, а там – бац, и все лопнуло, пустые сейфы, разоренный офис, ни одного сотрудника, только ветер, врываясь в распахнутые окна, носит по полу из конца в конец и вертит в воздухе ставшие ненужными бумаги…

Концепт! Отсутствие концепта в произведении. Вот что причиной этому недоуменному обманному чувству. Концепт – он, как рама у картины, что берет стихию изображенного мира в берега, превращает ее в самостоятельный, самодостаточный, завершенный мир, ясный и понятный сознанию, в котором можно жить, строить далеко идущие планы, создавать семью, рождать детей, растить их… Метафора, конечно. Живому человеку нет входа в мир художественный. Но без такого ощущения, без этой концептуальной, иначе говоря, рамы художественный мир, как ни прекрасно воссоздан, оказывается бесформенной, без конца и края кишкой, набитой фаршем жизни, можно здесь ножичком перехватить и веревочкой перевязать, а можно здесь, как, равным образом, и еще добавить длины, уж совсем безразмерной сделать колбасную палку. Съедобно, конечно, будет, но не более того. Пережевал, проглотил, переварил, оправился, по-армейски выражаясь, в уединенном заведении – и все, забыл, готов к приему новой порции пищи.

Того ли ради дается «рука», Дар, способность не просто организованно и грамотно складывать слова в предложения, а изображать, рождать миры, воссоздавать чувства? Смысла, смысла, смысла! – вопиет современная жизнь, обращаясь к литературе, но то ли голос ее слаб и не слышен, то ли глуховата сама литература в лице ее создателей – хорошей, не просто съедобной, но даже изысканной колбасы много, а тех самых картин, перед которыми остановишься и не уйдешь, а уйдешь, так вернет она тебя обратно, и опять стоишь перед нею, таких – непомерно мало.

P. S. Это я, обращаясь ведь и к самому себе, говорю.

Ваш,
Анатолий Курчаткин
Tags: ЛИТЕРАТУРА
Subscribe

Posts from This Journal “ЛИТЕРАТУРА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “ЛИТЕРАТУРА” Tag